Капова Пещера Стратиграфия
Изображение Вонжин, Кимберли, Австралия
«Радужный змей», Австралия
В северо-западной Австралии можно увидеть огромные изображения Вонжин, которые, согласно верованиям аборигенов, вызывают дождь и обеспечивают увеличение растительной и животной пищи. Туземцы верят, что, когда изображение стирается и исчезает наступают засуха и голод. В ритуальных целях фигуры Вонжин ежегодно подновляются. Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что подновленные рисунки в точности повторяют старые. Это доказывается полной идентичностью современных фотографий с копиями, сделанными более ста лет назад.
В наши дни практически не осталось древних традиций создания наскальных полотен. До нас дошло ничтожно малое число памятников, которые можно прочно соотнести с этнографическими и историческими записями. Даже интерпретация южно-африканского наскального искусства, составленная на основе бушменских рассказов, может вызывать сомнения. Ведь сами бушмены не являлись авторами полотен.
Одним из редких случаев, когда удается проследить преемственность между наскальными изображениями и современностью, можно считать петроглифы долины реки Пегтымель на Чукотке. Здесь на скалах встречаются человеческие фигуры с мухоморообразными головами, в наши дни этот гриб имеет важное значение в шаманских обрядах современных чукчей.
Большое внимание проблеме этнической принадлежности уральских писаниц уделял В.Н. Чернецов и пришел к выводам, что писаницы на скалах, вероятно, оставлены далекими предками современных манси. Он находил параллели между писаницами и орнаментом на керамике, узорами на бересте и дереве, традиционными угорскими татуировками. В некоторых рисунках исследователь даже видел родовые тамги некоторых мансийских семей.
Однако для определения возраста многих памятников доисторического искусства невозможно найти подобных достоверных фактов. Для их изучения специалисты прибегают к формальным методам. В их основе лежит не внутренне знание, а оценка объекта «холодным» взглядом археолога.